Развиваем детское речевое творчество — Звёздочка наша

Развиваем детское речевое творчество

(Статья из №1/2010 журнала «Звёздочка наша»)

 

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Дошкольное детство – период творчества. Ребёнок творчески осваивает речь, т.к. словарный запас его невелик и, не находя нужного слова он придумывает его сам. Это уникальное умение называется словотворчеством и приходится на возраст от 2-5 лет, а уже к концу дошкольного возраста это умение исчезает. Приёмами словотворчества ребёнок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослыми. Наша задача помочь ребёнку в этом начинании. Для этого необходимо:

*      Пополнять знания детей об окружающей действительности: во время совместных прогулок с ребёнком обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения нужны и кто в них работает;

*      Наладить сотворчество с ребенком, заинтересовать его поисковой деятельностью в сфере языка и речи, вовлечь в речевое и словесное (литературное) творчество;

*      Развивать речевой слух малыша, покажите всю красоту слова;

*      Обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире, давать не только новое слово, но и по возможности объяснять, почему предмет так называется.

*      Читать произведения художественной литературы, устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). Примером творческого подхода к речи могут служить произведения К.И.Чуковского.

*      Использовать в речи эмоциональную окраску и не допускать штампов, которые мертвят живую речь;

*      Давать задания творческого характера: «Придумай имя котёнку, сказочному герою», «Придумай рифму», «Подскажи словечко» и т.п.

Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком читать и рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, стихи, потешки. Ребёнок научится воспринимать красоту языка.

Каждый вечер спрашивайте у ребёнка, что произошло за день – это способствует развитию памяти, а также является примером доверительных отношений между вами и способствует речевому раскрепощению.

И самое важное, общение с ребёнком должно носить демократический характер - сопровождаться шутками, перевертышами, смехом. Нельзя допускать, чтобы у ребёнка исчез интерес к слову, желание с ним экспериментировать. 

Далее предлагаем стихотворения, способствующие развитию детского словотворчества.

 

          Февраль

                       А.Усачёв

Лес гудит, дрожит земля,

Слышим голос февраля:

- Гей, родня моя большая!

Всех на праздник приглашаю!

Нынче танцы у меня!

Собирается родня:

Февралята, февралишки,

Февралёнки, февральчата,

Февралихи, февралёры, февралиры…

Белотелы, белозубы,

Белоноги, белоруки.

Красноухи, краснощёки,

Красноносы, краснолицы…

Загуляло, заиграло,

Заходило и завыло!..

А у вьюги, у подруги,

Ледяные сапоги

Не снимаются с ноги.

Как притопнет она,

Как прихлопнет она:

- Просыпайся весна!

- Подымайся весна!

 

            Чудовища   

                       М.А.Хаткина

В детстве я была упряма,

 И меня стращала мама:

 — Вот не будешь кашу кушать,

 Вот не будешь маму слушать,

"В тот же миг тебя накажут, 

Ручки-ножки крепко свяжут

Страшных два чудовища —

С кличками на букву Ща!

Щелезубый Щекотун

И  Щетинчатый Щелкун!

Не могла уснуть я ночью,

Не гасила ночничок:

— Щекотун вдруг защекочет?

Вдруг Щелкун как даст щелчок?

Но меня утешил папа,

Сел со мною рядом на пол:

- В мире нет Щекотунов,

Нет в квартире Щелкунов!

Но зато, коль ты, вертушка,

Капризуля и болтушка,

Не послушаешь отца,

То тебе не отвертеться

От большого друга детства

Щупальцевого Щипца!

 

Считалка с фамилиями    

                                  М. Ясное

Цыпленок - КУРОЧКИН.

Утенок - УТОЧКИН.

Щенок - СОБАЧКИН.

Жеребенок - КЛЯЧКИН.

Барашек - ОВЕЧКИН.

А я?

   ЧЕЛОВЕЧКИН!

 

           Леталка 

                      А.Усачёв

Мы сидели на Сиделке,

И свистели в две Свистелки,

И глядели в небосвод…

Вдруг глядим – летит Леталка,

То ли муха, то ли галка,

То ли целый самолёт!

Мы решили сбить Леталку,

Запустили в воздух палку...

Может, палка попадёт

В неизвестную Леталку,

То ли в муху, то ли в галку,

То ли в целый самолёт!

Не попали мы в Леталку,

И ни в муху, и ни в галку...

А навстречу из ворот

Выезжала Проезжалка,

И попала наша палка

С жутким грохотом в капот:

БАХ!

Мы бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка.

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт...

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две Свистелки:

Может, Гавкалка пройдёт?!

 

Грибная электричка    

                          П.Синявский

 

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками - друзьями,

Чернушками – груздями.

 

Со станции ПРИГОРКИНО

На станцию ВЕДЁРКИНО,

Со станции ПОДЪЁЛКИНО

На станцию ЗАСОЛКИНО.

 

Колёса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

 

Со станции ПОЛЯНКИНО

На станцию СМЕТАНКИНО,

Со станции ПЕНЬКОВКИНО

На станцию ДУХОВКИНО.

 

У мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

 

Но вот заходит контролёр,

Выводит мухомора.

И безбилетник мухомор

Краснеет от позора.

 

А старичок боровичок,

Интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет

И предъявляет свой билет.

 

К билету прилагаются

Четырнадцать квитанций,

Четырнадцать квитанций

С названиями станций:

ДОРОЖКИНО, ЛУКОШКИНО,

ОПУШКИНО, ЗАСУШКИНО,

КАСТРЮЛЬКИНО, БУЛЬБУЛЬКИНО,

ЛУЧКОВО, СЕЛЬДЕРЮШКИНО,

МОРКОВКИНО, ПЕРЛОВКИНО,

НЕМНОЖКИНО-КАРТОШКИНО,

ЛАВРУШКИНО-ПЕТРУШКИНО,

ТАРЕЛКИНО и ЛОЖКИНО.

 

Помните, от того, сколько мы «вложим» в ребёнка в детстве, зависит его дальнейшее умение и желание учиться, общаться и заводить друзей!

Желаем удачи! И кто знает, может именно из Вашего ребенка вырастит великий поэт!

Курникова О.В., педагог

МДОУ ЦРР «Детский сад № 234», г.Барнаул


Авторские права на мультипликационного героя Звёздочку принадлежат журналу «Звёздочка наша». Перепечатка, использование материалов сайта и журнала «Звёздочка наша» запрещено без ссылки на журнал «Звёздочка наша».